
Целительное воздействие музыки, записанной в студии звукозаписи.
Любая болезнь — это музыкальная проблема… Новалис
Лечение психических заболеваний с помощью музыкальных звуков имеет давнюю историю во всех культурах. В древние времена, когда еще не было студий звукозаписи и шоу-бизнес был далек до своего появления, врачеватели и шаманы назначали больному вместо лекарств лечебные песни. С помощью трещащих и гремящих музыкальных инструментов изгонялись вызывающие болезнь злые духи, а гром барабанов сопровождал исцеляющее возложение рук. Эти ритуалы до сих пор практикуются во многих внеевропейских культурах. Безусловно, такие музыкально-терапевтические способности родом не из сегодняшнего, ментального, а из иного уровня сознания. Если мы посмотрим на культуры? Практикующие магию с точки зрения целительства или медицины, то увидим, что, например, шаманы и целители не только видят мир по-другому, но и способны оказывать с помощью внушения такое воздействие на физический мир, какого мы достичь не в состоянии“. Мы, европейцы, со своей ориентированностью на разум, не можем себе представить, что болезни можно лечить звуками. Мы считаем чистым суеверием тот факт, что древние греки верили, будто больных ишиасом можно лечить, играя на духовых инструментах звуки фригийского лада. Рассказывают также, что Пифагор использовал песни для лечения телесных недугов, поднятия настроения, усмирения гнева и обуздания страсти. В Средние века появились магические мелодии для вифолшссажа барабанной перепонка, открывавшие поры, через которые уходили «злые духи». В прошлом веке также велись наблюдения о влиянии музыки на больных. Так, венский врач Хофгартнер сообщал, что от быстрой и приятной музыки глаза пациентов блестят, пульс ускоряется, а щеки наливаются румянцем, в то время как от мрачной и медленной музыки глаза у больных становятся печальными, лицо бледнеет, а сердцебиение замедляется. В своей книге об исцелении музыкой Алекс Понтфик пишет, что в конце Х1Х века для лечения людей, страдающих нервным расстройством, играл оркестр, а под Неаполем была построена клиника, где наряду с врачами работали музыканты. Выяснилось также, что музыку нельзя выписывать как обычные медикаменты. Весьма сомнительным кажется заявление одного американского университета, что от истерии «помогает» арфа, от мании преследования — труба, при сердечной недостаточности облегчение наступит после прослушивания в течение часа музыки Генделя, Моцарт вылечит ревматизм, а Шуберт бессонницу. В последние двадцать лет музыкальная терапия, в основу которой положены различные методики, наиболее активно развивалась в Америке. В Германии интерес к этому направлению проснулся лишь в последние два-три года. Сегодня осуществить музыкальную терапию как никогда просто, просто имея какой-нибудь гаджет, а лучшие студии звукозаписи предоставят шедеврально качественные звуки и музыку на любой вкус, причем абсолютно недорого. В первую очередь, следует различать два основных направления в музыкальной терапии: первое — когда пациент слушает музыку, и второе — когда больной участвует в ее исполнении. Эти два подхода базируются на различных точках зрения. Представители первой делают упор исключительно на духовную силу музыки; по мнению сторонников второй, «антропософский МИСТИЦИЗММ свойственный многим музыкальным терапевтам, повинен в том, что рационально мыслящие психотерапевты не понимают музыкальную терапию и относятся к ней с подозрением. Представители второй группы исходят из того, что ошибочно говорить о магическом воздействии музыки и что одно лишь яркое музыкальное переживание не может излечить ни психическое, ни умственное заболевание. Как установил советский ученый У. Бердыев из Самаркандского медицинского института, звуки различной высоты, силы и тембра по-разному воздействуют на сердечно-сосудистую систему. «Наш организм подчинен биоритмам. Говоря образно, человек “резонирует» на музыку подобно струне. Такой ”струной” является, в первую очередь, нервная система. Поэтому, используя музыку в качестве раздражителя, можно усилить ритмические процессы огранизма». Доказано, что быстрая музыка приводит к учащению пульса, под влиянием музыки изменяется кровяное давление, ритм сердца, появляются изменения в электрокардиограмме. Профессор Альфред Шмёльц, руководитель венского Института ожидает, однако, лечебного эффекта не столько от «рецептивной терапии», то есть прослушивания музыки, а в большей степени — от спонтанного музицирования. Этолог Йоханнес Кнойтген из Зигбурга пишет в сборнике Neue Wege der Musiktherapie (Новые пути музыкальной терапии. Дюссельдорф, 1974), что страдающие дебилизмом и идиотизмом подростки спокойно спали под записи колыбельных песен, случаи энуреза сократились у них почти на две трети, и удалось отказаться от использования снотворных средств. Терапевт из Бонна Георг Хенгеш позволил больным шизофренией, которых часто лечили электрошоком, играть в группе на музыкальных инструментах. Это оказало на них такое сильное воздействие, что впоследствии стало возможным перейти к словесной терапии, чего прежде никак не удавалось добиться. Психотерапевт из Гетгингена профессор Ганс Карл Лёйнер, имя которого уже упоминалось ранее в контексте психоделической терапии, разработал технику, следуя которой пациент при прослушивании музыки, записанной в студии звукозаписи, должен рисовать представляемые образы. Это так называемое «кататимное переживание образов» под воздействием музыки хорошо зарекомендовало себя во многих лечебных группах, а также при работе со здоровыми пациентами. Лёйнер отмечает, что эти грезы, вызванные музыкой, значительно снижают тяжесть симптомов. Так, например, хороших результатов удалось добиться при лечении заикания. Доктор Ингрид Ридель, психолог и богослов из Касселя, развила эту технику дальше и дала ей название «музыкальное образотворчество». Ее идея заключается в том, что люди рассказывают в группе об образах, которые им были навеяны музыкой, и проводят их психологическое сравнение. Лёйнер также указывает на то, что его метод «дневных грез» может практиковаться в группах и помочь даже здоровым людям «глубже заглянуть в себя и понять собственное Я» (Лёйнер). Прослушивание музыки или песни используется также при проведении сеансов лечебного гипноза. Музыка здесь может вызвать новые чувства, привести к цветовой синестезии. Красочные образы появляются при этом даже у немузыкальных пациентов, так как на подсознательном уровне звукам определенным образом соответствуют цвета. Было установлено, что находящиеся под гипнозом люди испытывали до того, как была включена музыка, преимущественно негативные переживания. Когда же зазвучала музыка, мрачные картины сменились радужными образами. Безусловно, большую роль играет выбор музыки. Важным открытием также является то, что испытуемые или пациенты долгие годы помнили тот музыкальный фрагмент , который они услышали находясь в состоянии гипноза. Зачастую при повторном прослушивании музыки они снова переживали то состояние блаженства, которое испытывали когда-то. Нечто похожее происходит с людьми при прослушивании музыки в состоянии наркотического опьянения: и спустя много лет восприятие музыки звучащей в моменты экстаза, вызывало у человека такие же бурные чувства. Еще один тест был проведен с испытуемыми, одаренными в области искусства и занимающимися этим видом деятельности: если во время гипноза музыка не звучала, то после пробуждения они рисовали черно-белые картины, передавая пережитое; если же гипноз сопровождался музыкой, то увиденные и нарисованные картины становились красочными. Испытуемые могли передать в своих черно-белых зарисовках или цветных картинах также то чувство, которое на подсознательном уровне у них вызывал индивидуальный стиль композитора и настроение звучавшей музыки. Запись песни или музыки можно осуществить в студии звукозаписи в Москве в компании «Чемоданов Продакшн».