Содержание
- Что это такое?
- Обозначения
- Как запомнить тональности?
- Разновидности тональностей
- Как определить тональность?
- Зачем нужно разбираться в тональностях?
- Интересные факты о тональностях

Для любого певца или исполнителя музыки важен не только навык, но и профессиональные знания. Многим кажется, что достаточно только поставленного голоса или ловких рук, но это не так. Важно уметь правильно это использовать. Если копнуть глубже, то можно понять, что у музыки много общего с математикой, поэтому некоторые вещи нужно рассчитывать. Сегодня мы начнем разбирать азы теории и начнем с тональностей.
Что это такое?
Музыкальная тональность — это высота лада. Для неопытного человека определение может показаться расплывчатым, поэтому внесем немного ясности. Начнем с того, что разберем, какими же бывают лады. Основных два: мажорный и минорный. Каждый из них отражает определенную атмосферу, настроение музыки. Лады можно выстроить от любой ноты — тоники — по определенным правилам:
Мажорный лад выстраивается по формуле:
Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Минорный лад выстраивается по формуле:
Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон
Лад, выстроенный от определенной тоники, и называется тональностью.

Обозначения
Любой лад можно спеть или сыграть на инструменте. Для удобства они обозначаются буквами, причем существуют как русские, так и латинские обозначения. На первом месте идет тоника, а на втором лад, например: до мажор, ля минор. Латинская запись короче, но строится по такому же принципу: сначала идет тоника — латинская буква:A | Ля |
В | Си бемоль |
С | До |
D | Ре |
E | Ми |
F | Фа |
G | Соль |
H | Си |
dur | Мажор |
moll | Минор |
C-dur | До мажор |
a-moll | Ля минор |
Для обозначения тональностей в нотах используются знаки альтерации: диез и бемоль.

Как запомнить тональности?
Самый простой способ, как бы банально это ни звучало, — это регулярное повторение. Для этого начинающие (а зачастую и опытные) музыканты играют гаммы. В учебных заведениях это заставляют делать снова и снова. Гамма получится, если все звуки тональности расположить по порядку. Если вы хотите их запомнить, вам придется делать то же, ведь каждый раз рассчитывать по формуле не так-то просто.
Самыми легкими для освоения являются до мажор и ля минор. Почему? Потому что для игры не требуются черные клавиши.
Так выглядит до мажор:


Разновидности тональностей
Не всегда произведения исполняются в одной тональности. В этом случае важно знать, как некоторые из них соотносятся друг с другом:
1. Параллельные. Это тональности с разным ладовым наклонением, но одинаковым количеством ключевых знаков. В эту категорию попадают, например:
- до мажор и ля минор (нет знаков альтерации);
- до минор и ми-бемоль мажор (три бемоля).
Если говорить проще, то в параллельных тональностях одинаковый набор звуков, а разница заключается только в тонике.
Параллельные тональности часто встречаются в русской народной музыке, где мажор сменяет минор и наоборот.
2. Одноименные. Это тональности с одинаковой тоникой, но разным ладовым наклонением. Например: ми минор и ми мажор.
Многие композиторы любят сочетать одноименные тональности в своих произведениях, так как этот прием позволяет создавать яркие и выразительные контрасты.
3. Однотерцовые. Это тональности с одинаковой терцией (третьим звуком) в трезвучии. К ним относятся, например: до мажор и до-диез минор (терция ми).
Как определить тональность?
Это нужно для того, чтобы впоследствии можно было подстроить аккомпанемент под голос певца или немного поэкспериментировать со звучанием песни. Существует два основных способа определить тональность:
1. На слух. Для неподготовленного человека это достаточно сложно, но с практикой можно по звучанию мелодии определять ее тональность.
2. По нотам. Для этого необходимо:
- посмотреть на знаки альтерации. Они находятся после ключа, но до размера. Их нет только у тональностей до мажор и ля минор;
- соотнести их с приведенной таблицей:
- определить лад мелодии по общему звучанию и трезвучию.
Помните, что тональность может меняться на протяжении произведения.
Зачем нужно разбираться в тональностях?
Как можно на практике применить полученные знания? Предположим, что вы хотите спеть любимую песню и у вас даже есть ноты. Но вот незадача — песня написана для высокого женского голоса, а у вас — низкий мужской. На этом этапе и начинаются проблемы. Если между голосом и аккомпанементом слишком большая разница, они не будут сочетаться. В этом случае мелодию можно сыграть в более низкой тональности. При этом следует помнить, что если выйти за их рамки, то образуется диссонанс. Вам нужно переписать ноты, опираясь на математический расчет. Сейчас для упрощения этой задачи существуют специальные программы.
Интересные факты о тональностях
- Сам термин впервые появился в XIX веке.
- Существует «атональная» музыка, в которой нормы устойчивости намеренно не соблюдаются.
- В классической музыке за некоторыми тональностями закреплено определенное значение, например: ре-бемоль мажор — это «истинная любовь».
- У некоторых людей тональности ассоциируются с конкретными цветами. Это явление называется «цветным слухом».