Процесс создания любого фильма достаточно сложен, он состоит из множества этапов. Одним из таких является создание звука. Подобная работа направлена на подготовку качественного музыкального и звукового сопровождения кино-кадров, соответственно, само производство звука тоже является многоэтапным. Рассмотрим основные из всех возможных видов работ по этому направлению.
1 — сведение на локации.
Решение данной задачи полностью ложится на плечи звукооператора, который во время съемки должен собрать все звуки с различных источников и свести их в так называемый трек-референс, который в последующем будет использоваться звукомонтажером на этапе постпродакшн.
2 — ADR (Automatic Dialogue Replacement).
Суть этого этапа состоит в переозвучивании всех диалогов, которое осуществляется в автоматизированном режиме. Сам процесс можно представить следующим образом: в студию звукозаписи приглашаются все актеры фильма, которые, наблюдая за своей игрой на экране, повторяют свои реплики полностью или частично (по отдельным эпизодам). Необходимость подобной работы возникает, например, тогда, когда при сведении на локации возникли какие-то технические ошибки, в аудио обнаружены посторонние шумы. ADR также используется для записи дополнительных диалогов.
3 — «walla».
Очень часто на съемках присутствует огромное количество массовки, которая в кадре используется в качестве «фона». На данном этапе звукового производства работа ведется над тем, чтобы озвучить эту толпу. Естественно, что настоящие диалоги для массовки не используются, потому что они могут «забить» речь главных персонажей, поэтому на съемочной площадке применяется такой прием, как «walla», то есть «бла-бла-бла», который замечает диалоги, создавая шум толпы.
4 — монтаж диалогов.
На этом этапе звукомонтажер отслушивает отдельные треки с микрофонов, очищают их от посторонних звуков и реплик, добавляют звуковые эффекты, а также отдельные треки с микрофонов актеров группируют с основными звуками, чтобы в последующем облегчить процесс сведения звука.
5 — аудиодизайн.
Под аудиодизайном понимается наложение различных звуковых эффектов, которые могут быть взяты из различных источников: живая запись звука, специальные библиотеки звуков или синтезированные звуки. Подобная работа необходима для того, чтобы создать естественное звуковое окружение происходящих на экране действий.
6 — работа над синхронными шумами.
Запись синхронных шумов предполагает живую запись звуковых эффектов, таких как стук каблуков, топот копыт, хлопанье двери и т.п. Обычно на данном этапе работают два человека: один с помощью специальных приспособлений создает шум, а второй записывает этот шум на аппаратуре.
7 — музыкальное сопровождение.
На этом этапе подразумевается работа над музыкой, которая будет звучать в фильме. Здесь имеется ввиду не только саундтрек (т. е. основная музыкальная тема), но и все сопутствующие музыкальные произведения, которые будут использоваться в кадре (к примеру, музыка из автомагнитолы). Идеальный вариант, когда композитор представляет уже готовый, синхронизированной с фильмом саундтрек. Во всех остальных ситуациях наложение музыки на фильм осуществляется звукомонтажером.
8 — треки со смехом.
Этот этап является обязательным для отдельной категории фильмов, так называемых ситкомов. В данном случае задача звукомонтажера состоит в наложении треков со смехом, причем без сведения, чтобы в последующем смех можно было убрать или добавить в финальную версию фильма.
Заключительный этап работы сводится к тому, чтобы объединить все ранее записанные звуки в единое целое. В некоторых случаях перед звукоинженерами ставится задача по сведению и мастерингу более 150 треков, а сама работа занимает от одной до двух недель. Если фильм планируется выпустить в международный прокат, то звукоинженер сводит звуки в несколько групп, что в последующем облегчит перевод фильма.