Содержание
- Значение осанки
- Исполнение в разных положениях
- Постановка дыхания
- Отработка техники
- О пользе ежедневного пения
- Возможности обучения
- Полезная информация
Почти каждый человек, независимо от возраста, может научиться петь, даже если данный от природы голос не отличается красотой и силой. Его можно значительно улучшить постоянной практикой. В основе умения петь – тренировка голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над осанкой и освоение техники вокала.

Значение осанки
Правильная осанка нужна не только для улучшения внешних данных исполнителя, но и для облегчения дыхания. Ссутуливание препятствует свободному движению воздуха, уменьшает объем легких, исключая возможность реализации всего потенциала вокалиста. Из-за недостатка кислорода исчезают глубина и сила голоса, он становится глухим, а слова – невнятными.
Чтобы принять правильную осанку, необходимо выпрямить позвоночник и развернуть плечи, чуть приподняв грудную клетку. В такой позе легкие работают с максимальной эффективностью, дыхательные пути выпрямляются, и воздух свободно циркулирует при вдохе и выдохе.
Исполнение в разных положениях
Главная задача исполнителя – перед выступлением занять комфортную позицию, обеспечивающую уверенность, и при этом сохранить правильную осанку, то есть совместить максимальную раскованность со свободой дыхания.
Пение стоя:
- Занять устойчивую позицию, поставив ноги на ширине плеч, при этом одна нога располагается немного впереди.
- Позвоночник выпрямить, представив его в виде натянутой струны, уходящей вертикально вверх, или представить свое тело подвешенным на нитке за макушку.
- Подбородок слегка приподнять, плечи развернуть.
- Ладонь для контроля дыхания приложить к животу в районе диафрагмы.
Пение сидя:
- Сесть на стул без опоры на спинку и выпрямить позвоночник.
- Ступни параллельны друг другу и полностью контактируют с полом.
- Плечи развернуть, подбородок приподнять.
Первое время такие позиции могут показаться неудобными, но эта проблема решается посредством постоянных тренировок.
Постановка дыхания
Правильное дыхание – это 80% успеха исполнителя, его постановка обязательна для всех желающих научиться петь. Неумение правильно дышать приводит к прерыванию пения или его переходу в крик, что не только испортит впечатление от исполнения, но и может травмировать голосовые связки.
Правила вдоха
Вдох вокалиста должен за минимальное время обеспечить наполнение легких, для решения задачи используются ежедневные специальные тренировки. Правильный вдох должен задействовать главную дыхательную мышцу – диафрагму, она разделяет брюшную и грудную полости.
Для тренировки вдоха потребуется немного воображения. Нужно постараться представить воздух в виде тяжеловесной массы, погружающейся в тело до нижней части живота. В процессе такого вдоха создается ощущение, что расширяется не грудь, а живот – это результат работы диафрагмы, дыхание животом дает возможность максимально увеличить объем легких.
Для начала дыхание животом следует отработать в медленном режиме, сделав 8–10 вдохов и выдохов. После вдохи следует ускорить, представляя как тяжелая масса воздуха стремительно падает в тело, быстрые вдохи должны чередоваться с медленными выдохами. Это упражнение следует повторить до 15 раз.

При богатстве фантазии можно представить себя в виде надувного мяча или шара, который наполняется воздухом, раздувая не только грудь и живот, но и поясницу. Выполняют подобное упражнение 3–4 раза. Интересный прием для ускорения вдоха – симулирование ситуации, когда нужно сказать что-то важное, а времени на это нет, то есть необходимо в кратчайший срок сделать глубокий вдох.
Контролируемый выдох
Выдох должен быть медленным свободным и экономным, он обеспечивает силу и плавность звучания голоса. Для тренировки выдоха применяются несколько упражнений:
- Выдох на перо – необходимо на выдохе поднять перышко в воздух и удержать его в полете максимально долго, дуть на него нужно до тех пор, пока организм не потребует срочного вдоха.
- Выдох с шипением – после медленного, глубокого вдоха и 2-секундной паузы воздух выпускается с негромким однотонным шипением. Необходимо контролировать равномерность и непрерывность шипения, выдыхать следует до полного освобождения легких от воздуха.
- Упражнение со свечой – горящая свеча устанавливается на определенном расстоянии, чтобы на выдохе ее можно было задуть, постоянное увеличение расстояния определяет прогресс в развитии дыхательных возможностей.
- Пение ноты – необходимо громко пропеть любую ноту, удерживая уровень звука до окончания выдоха. Время пения контролируется секундомером, при постоянной тренировке продолжительность удержания звука заметно увеличится.
Проверить свои возможности можно посредством распределения дыхания на отдельный фрагмент из песни, то есть начать выдыхать в начале фразы, а закончить – после ее окончания.
Отработка техники
Тренировка вокала, как и любая другая тренировка, начинается с разминки. Для разогрева голосовых связок лучше всего подойдет пение любой ноты в комфортной для голосового аппарата тональности. Далее следует попробовать спеть более низким и более высоким голосом, при этом нельзя доводить связки до перенапряжения, необходимы небольшие перерывы.
Звук резонирует в полостях организма, грудной резонатор отвечает за низкие обертоны, а головной – за высокочастотные, смешанный резонатор образуется при одновременной работе грудного и головного механизмов. Благодаря резонаторам, голос получает глубину и неповторимый тембр, резонанс позволяет плавно и красиво наращивать громкость пения. Контролировать резонанс можно, приложив пальцы одной руки к крыльям носа, а ладонь второй, прижав к груди немного выше солнечного сплетения. В процессе пения в этих местах ощущается вибрация и чем она выше, тем резонанс значительней.
Попадание в ноты – интонирование, требует синхронизации между голосом и слухом. При отсутствии синхронизации возникает диссонанс, который улавливается ухом и распознается как нарушение гармонии. Научиться попадать в ноты поможет диктофон, причем использовать можно любую самую простую модель. Ошибки станут видны при сравнении собственного голоса, записанного на диктофон, и исполнения известной песни с выступлением профессионального вокалиста.
Расширение диапазона пения позволяет мягко перейти от тихой и спокойной мелодии к громкому взрыву эмоций. Тренировка динамики заключается в постепенном повышении громкости пения с комфортной тональности до доступного максимума с последующим снижением до первоначального уровня. В процессе тренировки доступный диапазон будет увеличиваться.
Слаженная работа органов речи при извлечении звука – артикуляция, очень важна для певца. От артикуляции зависит четкость в произношении слов – дикция, а, соответственно, и внятность пения. При выступлении следует проговаривать каждое слово, активно используя мышцы лица.
О пользе ежедневного пения
Как и спортсменам, вокалистам нужны постоянные тренировки. Требуется привыкнуть к правильной осанке, тренировать дыхание и, конечно же, совершенствовать технику исполнения. Большой плюс для желающих научиться петь – отсутствие необходимости в специальных помещениях. Петь можно дома, на улице, если это не шокирует окружающих, в душе, в мастерской или за рулем автомобиля.

Ежедневное пение позволит досконально разобраться с собственным голосом, выявить слабые и сильные стороны, научиться его применять с максимальной эффективностью. Хорошим подспорьем на пути к мировой славе может стать участие в коллективном пении. Любительский кружок хорового пения при музыкальной школе, церковный хор, хор народной песни вне зависимости от жанра и стиля исполнения помогут раскрыть свой голос. Руководители таких коллективов, как правило, имеющие хорошее музыкальное образование, могут дать множество ценных советов и указать на ошибки.
Возможности обучения
Лучшим и наиболее эффективным способом обучения считаются уроки профессионала. Искать учителя по вокалу следует в музыкальном учебном заведении, а при его отсутствии достойную кандидатуру поможет найти учитель пения местной школы или сотрудники музыкального магазина. Уроки профессионального тренера по вокалу стоят дорого, поэтому прежде чем на них записаться, необходимо решить насколько серьезно желание стать певцом.
Менее затратный способ обучения – приобретение видеокурса домашнего пения, есть и бесплатный вариант – обучающие видеоролики из интернета, но следует заметить, что в интернете много недостоверной информации, поэтому при выборе необходимо проявлять осторожность.
Полезная информация
В процессе обучения необходимо внимательно относиться к состоянию своего голосового аппарата. Если в связках появилась боль, следует немедленно прекратить петь хотя бы на час, когда боль сильная и ощущается даже при разговоре, то лучше помолчать до следующего утра. Теплый чай и 20-минутная ингаляция паром могут облегчить состояние, если этого не произошло, следует обратиться к врачу.
Болезненные ощущения в шее, плечах и челюсти – признак напряжения мышц. Напряжение нижней челюсти вызывает ее дрожание во время пения, если не обратить на это внимание, то выступление или тренировка может закончиться разрывом мышечной ткани. Исключить подобный финал поможет полное расслабление мышц перед выступлением.
Попытки издать пронзительный звук или взять слишком низкую ноту иногда приводят к образованию на связках утолщения, которое впоследствии превращается в огрубевший нарост. Проблема решается длительным отказом от пения или хирургическим вмешательством.