Редактирование голоса, тюнинг интонирования — это то, что позволило в начале 2000х попасть на сцену сотням исполнителей не умеющих петь. Цифровые технологии и Фурье-преобразования позволяют разложить одноголосную мелодию в набор нот. И, конечно же, смотреть и изменять высоту этих нот. Причем, речь не только о вокале, но и о любом другом инструменте. Лишь бы одновременно звучала только одна нота. Все духовые и струнные тоже отлично тюнятся! Иначе говоря, сказочные возможности при записи песни для любого музыканта.
Многие не знают что такое на самом деле «обработка вокала», и какой здесь предполагается объем работы. Для большинства обывателей подобный процесс представляется как «Сделать вокал ярче и накинуть ревера». На самом, помимо применения эквализации, компрессии и пространственной обработки есть еще один немаловажный этап при записывании трека, важность которого не стоит недооценивать и пропускать – это редактирование и «чистка» вокала. Помимо наличия хороших исходников (т.е. качественно записанного исполнения), этап редактирования напрямую влияет на конечный результат.
В этой статье мы поговорим не о певцах-профессионалах, а о среднестатистических исполнителях, обращающихся в студию звукозаписи для того чтобы записать песню «в подарок» или просто для себя (например, песню собственного сочинения). Ведь чем меньше вокалист выдает на записи, тем больше нужно потрудиться звукорежиссеру на постобработке.
Одним из пунктов будет
тюнинг вокала, то есть исправление фальшивых нот, но перед этим хотелось бы осветить другой, так же немаловажный пункт. Многие неоднократно слышали слова: «грув» и «кач» и скорее всего, имеют представление об их значении. Так вот, именно из-за них мы двигаемся в такт, отстукиваем ногой ритм, двигаемся в танце, т.е. испытываем определенный эмоциональный подъем. Но представим на секунду, что вокал вдруг перестанет совпадать с ритмикой музыки, как говорится «зазвучит мимо кассы». Под такую песню уже не захочется танцевать (а может даже и слушать её), так как наступит чувство определенного дискомфорта.
Поговорим теперь про редактирование ритмических неточностей. Как все происходит:
Для начала внимательно слушаем записанный материал, обращая внимание на ритмические неточности исполнения (где раньше или позже звучит слово или фраза). Даже небольшие ритмические сдвиги, могут в корне изменить тот самый общий «грув» песни, испортить её или заставить звучать именно так как надо! Особенно это касается проектов, в которых более одного исполнителя (одновременно) или есть бэк-вокал. Такие ошибки как неодновременное начало фраз, «снятие» вразнобой, ритмические расхождения в одном и том же слове или фразе – все это смазывает общую картину, делая звучание вокала нечетким, смазывая общую ритмику. Все это нужно исправить: разделять, двигать, удлинять или укорачивать отдельные части вокальных дорожек относительно друг друга. Так же можно использовать куски для замены из разных дублей, причем кусками могут быть слова или даже части слов. Для достижения цели все средства хороши, да и производители ПО не дремлют. Для помощи в этом кропотливом деле существует специализированная программа для синхронизации вокальных дорожек – SynchroArts VocAlign, которая в автоматическом режиме «подгонит» ритмику вокальных дорожек между собой. VocAlign прекрасно справляется с выравниванием голосов партий бэк-вокала или «даблов» в речитативе. Но каким бы ни был технологический прогресс, всегда доверяйте своему слуху!
Теперь поговорим об исправлении фальшивости нот в вокале. Тюнинг вокала — это точная настройка вокальной партии, спетой мимо нот.
Практически никто не поет на записи в студии идеально чисто и без фальши. Только профессионалы с большой школой и талантом могут петь идеально чисто. Все остальные, особенно любители, так или иначе, допускают в пении погрешности. Именно эти ошибки и исправляются звукорежиссером в процессе тюнинга вокала. В итоге, даже не очень точно спетая вокальная партия начинает звучать точно, и становится пригодной для прослушивания.
В заключении этого вопроса, стоит отметить следующее: так уж сложилось в наши дни (нужно отдать должное СМИ, а так же маркетологам и рекламе), что большинство считают, что без каких-либо определённых навыков и данных в вокале можно прийти в студию звукозаписи, кое-как что-то напеть и после магических действий звукорежиссера из данной записи вдруг получится шикарный вокальный трек… Но, к сожалению, все далеко не так. Не каждое исполнение можно привести в порядок, не потеряв при этом естественности звучания, поэтому прогресс — прогрессом, а вокальные навыки исполнителя должны стоять на первом месте! Кроме того, ни одна программа не будет передавать эмоции исполнителя – если певец спел без экспрессии и нужного настроения, то это уже никак не исправить.
Наконец, мы почти дошли до финального шага на пути к «идеальному» исполнению. Следующий пункт – это автоматизация.
Начнем с того, что сейчас среднестатистический исполнитель не владеет в совершенстве своим голосом, и некоторые моменты (и даже слоги) он может пропеть либо тише, либо громче. Так же певец может слишком сильно выделить (или наоборот делать тише) определенные звуки, т.е. петь с разной динамикой. «В этом случае поможет компрессор»– скажут многие и отчасти будут правы, НО! Задача автоматизации состоит не совсем в том, чтобы сделать всю работу за приборы динамической обработки, сколько помочь им в дальнейшей работе и не дать появиться лишним звуковым артефактам. Наша задача будет состоять в том, чтобы уровни громкости в различных участках вокальной дорожки стабилизировать (причем используя свой слух, а не индикаторы или графическое отображение трека, хотя последнее часто помогает). Т.е. сделать так, чтобы одна фраза (или слог) звучала равномерно, без перегрузов и, в тоже время не была слишком тихой. Для этого мы можем резать проблемные участки вокала и изменять громкость каждого, или же воспользоваться огибающей громкости вокального трека, «нарисовав» ею изменения уровня громкости. По сути, мы будем работать в роли компрессора вручную, но поверьте – оно того стоит! В дальнейшем работа компрессора будет не такой явной (что, конечно же, отразится на звучании, т.к. понадобится, по сути, более «сглаживающая» компрессия), и его настройки можно будет подобрать намного быстрее и легче. Более того, если у нас имеются участки, на которых присутствуют громкие свистящие или шипящие звуки после обработки компрессором и эквалайзером, то они будут выделяться ещё сильнее! Поэтому до обработки стоит вырезать и понижать уровень этих звуков вручную. Практически всегда такая ручная редакция приносит намного больше пользы, чем обработка «дэессером» (Deesser используется для устранения шипения на вокале).
Так же, мы можем избавиться от помех и других ненужных шумов на вокальной дорожке вырезав куски без звука и «сгладив» начало и конец обрезанных кусков, используя плавный fade in/fade out (fade in усиление громкости, fade out уменьшение), сделать более плавное затухание длинных нот (тем же эффектом fade out или огибающей громкости) и смягчить некоторые согласные. В редких случаях нужно вырезать вздохи исполнителя, основном их лучше сделать их короче и тише – в противном случае может потеряться естественность исполнения.
Подытожим. Если все три пункта, которые были затронуты в данной статье для реализации «чистки» вокала были соблюдены, то можно считать, что проделанная работа над вокалом близка к идеалу! Результат покажет себя в дальнейшем, и принесет желаемые плоды без каких-либо лишних сложностей. Конечно же, можно сократить своё время и доверить всю работу «автомату», но – «профессиональное звучание» не сможет обрести себя без тех маленьких деталей, которые многие могут пренебрегать или просто не использовать. Титаническая работа профессионалов нашей студии звукозаписи, которые не боятся и не пренебрегают долгой работой над мелочами – это залог успеха при записи песни.
Узнайте подробнее об услуге записи песни под ключ.