Содержание

Для профессионального певца или исполнителя важна не только регулярная практика, но и знание теории. Всем тем, кто начинает углубляться в музыку, становится понятно, что это наука, связанная с математикой. Это значит, что полет творчества ограничен набором правил. Как же измеряется «расстояние» в музыке? Сегодня мы поговорим об интервалах.
Что это такое?
Музыкальный интервал — это расстояние между двумя звуками и сочетание двух нот. Их можно пропеть, сыграть или построить от любой ноты. В музыкальных школах этим занимаются на уроках сольфеджио. После многократного повторения ученики запоминают интервалы наизусть и могут на слух узнавать их в любых произведениях.
Интервалов достаточно много, но основных всего восемь. В порядке возрастания величины (о ней расскажем позже) это:
- Прима.
- Секунда.
- Терция.
- Кварта.
- Квинта.
- Секста.
- Септима.
- Октава.
Название каждого из них образуется от латинского числительного — от 1 до 8. Каждый интервал предполагает конкретное расстояние между двумя звуками.
Как строятся интервалы?
Каждый звук в музыке имеет свою высоту. Благодаря этому их можно представить в виде лестницы:
Интервал показывает, каково расстояние от нижнего звука (его называют основой) до верхнего (вершины).
Для удобства это можно представлять в виде линеек нотного стана:

или в виде клавиш фортепиано:

Теперь разберем интервалы на конкретных примерах.
Прима. Название происходит от латинского слова «первая». Этот интервал предполагает, что звуки находятся на одной ступени, то есть обозначает обычное повторение, например ре-ре. На нотном стане этот интервал выглядит как «глазки»:

Секунда. Secunda в переводе с латыни значит «вторая». Звуки в этом интервале находятся на соседних ступенях: до-ре, ми-фа.

Терция. Интервал, который охватывает три ступени: ми-соль, ре-фа. Звуки располагаются через один.

Кварта. Название образуется от того же слова, что и «квартет». В этом интервале основа находится на первой ступени, а вершина — на четвертой: ми-ля, до-фа.

Квинта, секста и септима. Интервалы шириной, соответственно, в 5, 6 и 7 ступеней.



Октава. Самый большой из основных интервалов. Предполагает повторение того же звука на другой высоте: ре-ре следующей октавы.

Для примеров мы показали, как строить интервалы вверх от выбранной ноты, но на практике их можно строить и вниз.
Тоновая величина интервала
В системе СИ предусмотрены различные единицы измерения длины: основной является метр, а производными от него — сантиметр, километр и другие. В музыке расстояние между звуками тоже можно посчитать. Для этого используются две основные единицы измерения: тона и полутона. Каждый интервал также можно измерить. Эта величина называется качественной или тоновой. Но прежде, чем мы углубимся в расчеты, поговорим о единицах измерения.
Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. Чтобы разобраться было проще, представьте себе клавиатуру фортепиано:

Клавиши на ней расположены не случайным образом. Расстояние между соседними клавишами (учитывая белые и черные), а если быть точнее, то между звуками, расстояние в один полутон: до — до-диез — ре — ре-диез — ми и так далее. Между ми — фа и си — до черных клавиш нет, поэтому расстояние между этими нотами тоже составляет 1 полутон. Это нужно запомнить.
Если сложить вместе два полутона, то получится тон. Ориентируясь по той же клавиатуре, мы можем сказать, что от до до ре, от ре до ми, от фа до соль — один тон и так далее. Для того чтобы складывать полутона было проще, используются 3 простых нормы:
- Правило белого тона. Если между двумя соседними белыми клавишами находится одна черная, то расстояние между ними — 1 тон. Если ее нет, то полутон. Например: от ля до си.
- Правило черных тонов. Если между двумя соседними черными клавишами находится одна (но не две) белая клавиша, то расстояние между ними — 1 тон. Например: от до-диез до ре-диез.
- Правило креста. Действует для тонов, в которых есть и белые, и черные клавиши. Их нужно запомнить. Черно-белые тона — это, например: ми и фа-диез.
С помощью тонов и полутонов можно измерить расстояние между любыми звуками, а также рассчитать интервалы. Например: в приме — 0 тонов, так как повторяется одна и та же нота, в кварте — 3,5 тона (три тона и полутон), в октаве — 6 тонов.
Почему важна тоновая величина?
С ее помощью можно разделить основные интервалы на разновидности. Всего их пять:
- Чистые. В эту категорию входят четыре интервала: прима, кварта, квинта и октава.
- Малые. Это могут быть секунды, терции, сексты и септимы. Для их обозначения перед цифрой интервала ставится строчная буква «м» (м2 , м3 и так далее).
- Большие. Это также могут быть секунды, терции, сексты и септимы. Они обозначаются малой буквой «б» (б3, б6, б7).
- Уменьшенные. Это могут быть все интервалы, кроме примы (так как расстояние в 0 тонов нельзя уменьшить). Обозначаются буквами «ум».
- Увеличенные. Увеличить можно любой интервал. Обозначаются «ув».
Основными являются первые три категории, поэтому сначала скажем о них.
В каждом интервале определенное количество тонов. Эти значения учат, как таблицу умножения в школе:
Чистая прима | 0 тонов | 1 ступень | Это повторение звука, поэтому вариаций быть не может. | От ми до ми |
Малая секунда | 0,5 тона (1 полутон) | 2 ступени | Расстояние меньше секунды на полтона. Между ми и фа на клавиатуре нет черных клавиш. | От ми до фа |
Большая секунда | 1 тон | 2 ступени | Прибавляем полтона к предыдущему интервалу. Для этого используем диез. | От ми до фа-диез |
Малая терция | 1,5 тона | 3 ступени | На клавиатуре фортепиано видим, что от ми до соль 1,5 тона, ведь между ми и фа нет черных клавиш. | От ми до соль |
Большая терция | 2 тона | 3 ступени | На основе примера с большой секундой добавляем полтона с помощью диеза. | От ми до соль-диез |
Чистая кварта | 2,5 тона | 4 ступени | От ми до ля четыре ступени, а если посчитать, то как раз 2,5 тона. | От ми до ля |
Чистая квинта | 3,5 тона | 5 ступеней | Здесь все аналогично с предыдущим примером. | От ми до си |
Малая секста | 4 тона | 6 ступеней | Отсчитываем тона от ми. Помним, что между ми — фа и си — до нет черных клавиш, то есть расстояние только в полтона. | От ми до до |
Большая секста | 4,5 тона | 6 ступеней | Повышаем еще на полтона | От ми до до-диез |
Малая септима | 5 тонов | 7 ступеней | 7 ступеней — это ми-ре. Тонов между ними 5, значит, септима малая. | От ми до ре |
Большая септима | 5,5 тонов | 7 ступеней | Прибавляем к предыдущему примеру еще полтона, снова с помощью диеза. | От ми до ре-диез |
Чистая октава | 6 тонов | 8 ступеней | Здесь все просто: берем тот же звук октавой выше. | От ми до ми следующей октавы. |
Это все, что необходимо знать о музыкальных интервалах, не слишком углубляясь в теорию. На практике они помогают рассчитать, на сколько требуется изменить высоту аккомпанемента, чтобы он соответствовал голосу певца. В правильной тональности легко петь, а голос звучит наиболее красиво.