С самого начала производства кино, музыка была неотъемлемой его частью. Во времена немого кино музыку исполняли специальные обученные люди — тапёры. От франц. tapeur, taper — хлопать, стучать, играть на удар. инструментах, играть слишком громко, бренчать на рояле). Преимущественно, это были наёмные пианисты, которые играли на танцевальных вечерах, балах, танцклассах и в ресторанах.
Первоначально игра тапёра была компонентом демонстрации (в т. ч. заглушала шум работающего киноаппарата), а не содержания фильма. По мере эволюции кинематографа функции тапёра усложнялись и трансформировались. Кино-иллюстратор должен был владеть умением расположить музыкальный материал соответственно характеру событий происходящих на экране. В больших кинотеатрах тепёр нередко играл в сопровождении под управлением кинодирижёра. С целью подготовки киноиллюстраторов создавались спец. курсы, например Государственные курсы киномузыки по подготовке пианистов, киноиллюстраторов и оркестровых компиляторов (1927, Москва); издавались специальные «Кинотеки» — сборники небольших пьес, пригодных для иллюстрации определенных фрагментов фильма. С развитием звукозаписи, появлением звукового кино (1928) и распространением в быту звуковоспроизводящей аппаратуры (фонограф, патефон, граммофон и др.) профессия тапёра почти исчезла.

Первый методом воспроизведения звука на кинопленке стала фотографическая или оптическая звуковая дорожка, которая не потеряла своей актуальности на сегодняшний день. На киноплёнке появилась фонограмма в виде звуковой дорожки, которая записывалась в студии звукозаписи на этапе, когда производился пост-продакшн фильма и синхронизировалась с изображением.
В конце 1930-х годов был принят метод стандартизации, регламентирующий требования к воспроизведению звука. Благодаря этому методу можно просмотреть практически любой фильм в любом кинотеатре мира.
В конце 1950-х годов был разработан новый метод звукозаписи на кинопленку, давший возможность впервые воспроизвести стереофонический звук в кино. На киноплёнку наносились тонкие магнитные полосы оксида металла, что позволяло значительно улучшить точность воспроизведения звука. Появление стереофонической музыки и специальных звуковых эффектов, приблизило зрителя к реальным ощущениям. Высокая стоимость магнитной кинокопии не позволило этой технологии заменить оптический звук, пока в конце 1980-х годов лаборатория Dolby не предложила размещать звук на двух дорожках. Эта технология позволила создать четырёхканальное (Surround) объемное звучание.
Термин
Soundtrack (саундтрек) так же появился в начале 50х годов и обозначает вид музыкального произведения или альбома. Изначально задуманные кинокомпаниями как рекламная уловка для новых фильмов, саундтреки назывались «музыка из кинофильма» («music from the original motion picture soundtrack»). Позже это выражение сократилось до «Саундтрек к кинофильму» («original motion picture soundtrack»). Если быть более точным, то эти записи, как правило, были сделаны из музыкальной дорожки к фильму, т.к. обычно на них записывалась только музыка, без диалогов или звуковых эффектов.
По сей день музыка в кино продолжает исполнять определенные функции: характеристика действующих лиц, времени и среды действия, создание эмоционального фона, выражение общего смыслового контекста фильма. Но на сегодняшний день появилось множество разновидностей такой музыки, которая записывается в студиях, где осуществляют звуковой пост-продакшн фильмов.
OST — аббревиатура от «Original Soundtrack» («Оригинальная звуковая дорожка»). Soundtrack может включать в себя как оригинальную музыку композиторов (сочинённую специально для фильма), так и популярные песни, звучавшие в фильме, но написанные не для него. Преобладают песни разных исполнителей, а инструментальных композиций, как правило, немного, либо вообще нет.
Score — музыка (как правило, инструментальная), написанная композитором специально для фильма. Из коммерческих соображений оригинальная музыка не всегда отдельно издаётся, поэтому ко многим фильмам выходят только OST-альбомы. Score-альбомы, в отличие от OST’ов, в основном состоят из музыки, но иногда могут содержать несколько треков различных исполнителей.
Promo Score — альбом с оригинальной композиторской музыкой, который издаётся ограниченным тиражом и только для промоушна среди кинокомпаний.
Academy Promo Score — альбом с оригинальной композиторской музыкой, который отправляется американской киноакадемии для рассмотрения потенциальных номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучшая музыка к фильму».
Expanded Score — оригинальная музыка к фильму, распространяемая, как правило, в виде бутлега (аудиозапись, составленная без разрешения правообладателей). В большинстве случаев такой релиз создаётся путем извлечения звуковой дорожки из DVD и последующего ее редактирования. От оригинального Score-альбома Expanded Score отличается большим количеством материала.
Complete Score — вся оригинальная композиторская музыка, звучавшая в фильме. Составляется так же, как Expanded Score. Так как Expanded Score и Complete Score компилируются из вырезанной из фильма музыки, они могут содержать шумы (SFX) и диалоги из фильма.
Temp Score («временная музыка») — музыка, подобранная режиссёром или монтажёром для временного озвучивания фильма (на ранних стадиях монтажа). Temp Score не пишется специально для фильма, а составляется из уже существующих записей, по настроению и стилю соответствующих той музыке, которую режиссёр хотел бы слышать в финальной версии оригинального саундтрека.
Rejected Score — музыка, сочинённая композитором для фильма, но по какой-либо причине отклонённая режиссёром (или кинокомпанией) и не используемая в картине. Такие саундтреки издаются, как правило, под названием «Music Inspired By The Film». Наиболее известные «отвергнутые» саундтреки: «Куда приводят мечты» Эннио Морриконе, «Троя» Габриэля Яреда, «Космическая Одиссея 2001 года» Алекса Норта, «Жестокие игры» Джона Оттмана и так далее.
Music Inspired By The Film — альбомы с музыкой (или песнями) «вдохновлённые» каким-либо кинофильмом. Такое же название при издании часто дают «отклонённым» саундтрекам композиторов.
Узнать больше об услуге написание музыке в Москве.