После сведения с фонограммой выполняются заключительные действия, которые называются мастерингом. Он позволяет улучшить звучание фонограммы и повысить уровень качества. В результате запись приобретает звучание, которое можно в дальнейшем использовать в коммерческих целях, выкладывать на стриминговые площадки и транслировать по радио.

Мастеринг включает одиннадцать основных этапов:
- Анализ фонограммы на наличие дефектов. К возможным недостаткам относятся гул, шумы, частотные или фазовые искажения сигнала, импульсные помехи и пр. По итогам анализа определяется возможность исправления дефектов и дальнейшего мастеринга.
- Монтаж. Включает в себя устранение лишних пауз в начале и конце трека, копирование отдельных фрагментов в случае необходимости и т.п.
- Нормализация сигнала. Не является обязательным этапом, но может потребоваться в случаях, если пиковый уровень громкости фонограммы оказывается слишком низким. Нормализацию следует проводить с осторожностью, так как при подъеме уровня станут более явными все шумы.
- Лимитирование. Предназначено для защиты фонограммы от перегрузки при поднятии уровня.
- Фильтрация. В ходе обработки удаляются частоты ниже 20-40 Hz и выше 18-20 kHz, выходящие за пределы диапазона, воспринимаемого человеческим слухом. Пропуск этого этапа может привести к ухудшению качества звучания записи и даже к преждевременному износу звуковоспроизводящего оборудования.
- Эквализация. Это ключевой этап мастеринга фонограммы, который подразумевает выравнивание тонального баланса, улучшение чистоты и насыщенности звука. В работе мастеринг-инженеры используют графические и параметрические эквалайзеры, позволяющие добиться необходимого звучания.
- Компрессия. В ходе этой операции происходит увеличение воспринимаемой громкости записи за счет сужения диапазона, а также достигается оптимальная плотность звучания.
- Расширение стереобазы. Несколько снижает плотность, но делает звук более широким и объемным.
- Обработка эксайтером. Это специальное устройство, помогающее добиться яркости и прозрачности звука. Эксайтер не производит усиления частот, как это делает эквалайзер, но позволяет добавить в сигнал новые гармоники, приятные на слух.
- Максимизация воспринимаемой громкости.
- Дитеринг. заключительный этап перед записью фонограммы на носитель, представляет собой добавление низкоуровневого шума, который призван скрыть возникающие при записи искажения.
Даже после качественного сведения аранжировки запись может быть улучшена с помощью мастеринга. В результате конкурентоспособность продукции возрастает. Именно на этом этапе достигается качество звучания, которое потом выносится на суд слушателя.
При профессиональном сведении фонограмм достигается качественное звучание, но завершающую обработку звука игнорировать нельзя. Также следует учитывать человеческий фактор. Микс-инженер после многочисленного прослушивания записей во время сведения может утратить свежесть восприятия и возможность адекватной оценки продукции. Привлечение к работе специалиста по мастерингу, несомненно, позволит повысить качество итогового результата.
Чтобы добиться качественного звучания фонограммы и соединить в единое целое отдельные композиции, надо обязательно осуществить мастеринг с использованием профессионального оборудования. Можно сделать это самостоятельно, но в этом случае необходимы профессиональные знания, навыки, опыт и дорогостоящее мастеринговое студийное оборудование. Поэтому музыканты и исполнители предпочитают доверять мастеринг профессионалам звукозаписывающей отрасли, которые помогают довести итоговый продукт до совершенства.